Про образ будущего

Текст для тех, кто на самом деле решил этим заняться со своими единомышленниками.

Для того, чтобы группа вышла в формат складывания образа будущего, ей необходимо пройти этап проблематизации настоящего, проведя фокусировку своего внимания и усилив единство.

Далее группе предстоит уйти из проблемного поля и обратить свое внимание на цели, что еще больше усиливает единство группы, при этом научившись различать цели и задачи. Эти два этапа тренируют у участников способность проявлять и, одновременно, подчинять коллективному свою индивидуальность.

Если группе это удалось, то на следующем этапе она может определить пространство своей заявленной деятельности через формулирование миссии (миссий) группы, заодно проверив свое коллективное на осознание ответственности перед обществом и его будущим. Сформулировав одновременно с миссией группы свою персональную в ней миссию, каждый участник, через саморефлексию, регулирует свое соответствие группе и понимает целесообразность своего нахождения в ней. Таким образом, коллективная миссия обретает синергию через сумму персональных миссий.

После этого, все определившиеся члены группы проверяют себя, и группу в целом, на способность к деятельности через принятие и выбор правил, а также через персонально объявленные действия. В результате этих четырех шагов в группе зарождается собственная культура, и у участников происходит первая проверка близости ценностного ряда, что и приводит к рождению «коллективного». Этот этап необходимо пройти перед подходом к образу будущего, т.к. всмотреться в будущее можно только совместным зрением близких по духу людей, а также при необходимом уровне сплоченности вокруг совмещенного деятельного намерения.

Настройка у группы мировоззрения «от будущего» начинается с этапа формулирования «нормы настоящего - нормы будущего» в зоне объявленного внимания группы (миссии) и барьеров, сдерживающих переход. Важным этапом является коллективное принятие получившегося текста через демонстрационное его опубличивание от имени группы. В этот момент сверяется выбранная миссия группы и получившийся текст совместного видения различаемых норм.

Все эти описанные действия проходят на порядок интенсивнее, если одновременно работает сразу нескольких групп, и на всех этапах они демонстрируют друг другу полученные результаты каждого существенного этапа.

Теперь можно перейти к определению образа будущего с высоким уровнем достоверности - каждый участник группы пишет фрагмент текста по заданной группой теме (пространству внимания), которые собираются в непрерывный текст с потерей авторства. Этот коллективный текст является достижением группы, и должен быть ею осознан и присвоен. Затем осуществляется обратный процесс самоопределения участников: каждый участник выбирает себе ту часть текста единого образа, который ему близок более всего и сочетается с его истинной персональной миссией, объявленной в группе ранее. Через этот разбор, при сохранении единого, образ будущего становится пространством взаимного внимания и улучшения.

На этом этапе у группы возникает способность спроектировать коллективно дорожную карту от будущего к настоящему, распределив между собой зоны активности и совместив их в общий поток, объединенный смыслами, описанными в образе будущего.

 

Автор – Александр Ермошкин, руководитель Координационного совета «Школы активизации гражданственности» (ШАГ)