Стратегия компании не должна передаваться на аутсорсинг

Стратегирование не может быть передано на аутсорсинг внешним консультантам, а должно являться совместным процессом топ-менеджмента и коллектива. Такую позицию обозначил руководитель Координационного совета «Школы активизации гражданственности» (ШАГ) Александр Ермошкин 25 июля на семинаре Директориума Агентства стратегических инициатив (АСИ) в Москве.

Семинар Директориума состоялся 25-26 июля. На него собрались директоры наблюдательных советов и советов директоров компаний с государственным участием. Координаторы ШАГ приняли участие в работе блока «Стратегия и (или) стратегирование. Документ или процесс?». Его открыл советник главы Росимущества Олег Федоров. Доклад по теме процесса стратегирования сделал директор Центра «Концепт» Захирджан Кучкаров. В работе блока принял участие и Андрей Лекарев – корпоративный секретарь АЛРОСА.

Руководитель Координационного совета ШАГ Александр Ермошкин говорил о формировании стратегии компании, методологии лидерской позиции и роли рефлексии. Процессом стратегии должна заниматься сама компания, отметил эксперт, комментируя тему дискуссий на Директориуме:

- Специалисты выделяют в стратегировании, как минимум, десять направлений: планирование, позиционирование, культура, внешняя среда, конфигурация и другие. И это только один срез!.. В современной динамичной среде стратегия может быть полезной только как повторяющийся процесс, порождающий и сохраняющий у коллектива компании навык стратегирования. Об этом уже говорят многие опытные практики. Следовательно, стратегирование не может быть передано на аутсорсинг внешним изготовителям. Особенно если компанией достигается цель лидерства. Консультанты могут только снабжать компанию недостающими методиками и знаниями. Стратегировать же должен топ-менеджмент вместе с коллективом. В этом случае, при правильной методической постановке, у компании сработает ещё и инструмент миссии, обеспечивая синергию в коллективе.

По словам Александра Ермошкина, на семинаре Директориума также разбирали минусы и риски реализации единоличного видения лидера.

- Единоличное видение не может быть полным по природе своей. Нивелировать этот риск можно, если применить методологию согласованных фокус-груп вокруг лидера, тем самым расширив горизонты видения.

Также важен для развития компании процесс рефлексии, считает эксперт. 

- Рассматривали ущербность процессов компаний, живущих только в деятельном пространстве, и не задействующих пространство рефлексии в полном объёме, - рассказал Александр Ермошкин. - Это не позволяет таким коллективам самопознавать себя и использовать огромную энергию мотивации сотрудников.

«Школа активизации гражданственности» (ШАГ, г. Москва) – методологический образовательно-просветительский проект. С помощью собственной уникальной методики групповой динамики координаторы ШАГ стимулируют появление и развитие инициатив и проектных команд, формирование открытых организаций, выявляют и обучают лидеров групп и сообществ. ШАГ является открытым сообществом, объединяющим экспертов из разных сфер. Координаторы ШАГ имеют большой опыт работы с проектными командами и корпоративными организациями. ШАГом разработаны и апробированы универсальные методологические проекты – метапроектов, применимые для работы по разным темам и на различных площадках.