Виды взаимодействия

Тренинг является диагностическим, трансформационным и практическим инструментом. Его основной формат – упражнения, игры, эксперименты, позволяющие участникам наблюдать за своими реакциями, открывать в себе альтернативные возможности и пробовать новое поведение. Теоретический материал дается как итоговый анализ экспериментального опыта, полученного участниками в упражнениях. Это позволяет открыть и проверить все процессы на себе, признать свои слабости и недостатки, перевести их в зоны своего развития и освоить методы работы над ними.

При разработке программы мы ориентировались на заявленные свойства координаторов, предложенную литературу и наше понимание психологии личности, межличностного общения, коммуникации в малых группах и эффективного лидерства.

В четырех модулях скомпонованы все свойства и навыки, которые координаторам предстоит освоить, в четыре цикла по типам коммуникаций: Я-Я, Я-ТЫ, Я-МЫ, Я-ВСЕ. Данная логика построения объясняется тем, что любые свойства проявляются в процессе коммуникации. При этом навыки, полученные при изучении одного цикла, становятся необходимой основой для последующего изучения и отработки других навыков в следующем цикле.

Каждый цикл проводится как трехдневный семинар, промежутки между циклами составляют 3-4 недели. Желательно, чтобы тренинговая группа при этом состояла из 15 – 25 человек и имела стабильный состав участников на протяжении всех четырех трехдневок. Переход участников из одной группы в другую следует сделать скорее исключением, чем правилом. В промежутках между трехдневками участники получают задания для самостоятельной работы и тренировки в минигруппах (например, семерках) .

В начале и по окончании каждого трехдневного семинара участникам предлагается заполнить пред- и посткурсовую анкету, показывающую уровень усвоения материала и являющуюся самостоятельным инструментом для самооценки участников. 

 

Первый цикл « Я-Я»:

- Научиться наблюдать за своими чувствами, мыслями, ощущениями; относиться к чувствам и ощущениям как к важным индикаторам взаимодействия с миром. Контролировать ситуации захваченности чувствами, обычно мешающие эффективно мыслить, контактировать с другими людьми, принимать решения. Научиться замечать в себе и быть способным проживать весь спектр чувств, в том числе такие сложные для многих людей эмоции как страх, гнев, вину и стыд. Помогать другим людям выходить из ситуаций захваченности чувствами.

- Понять свою мотивацию к координационной деятельности. Мотивация определяет качество лидерского поведения, поскольку успешные лидеры малых групп хотят самореализовываться через успех участников своих групп, а не через личные достижения. У них нет стремления к личной власти, они готовы выращивать других - помогать им принимать решения, брать ответственность, достигать вершин в их реализации. Честное исследование своей мотивации дает возможность быть эффективным координатором.

- Исследовать свои процессы «брать» и «давать» в отношениях с другими. Способность осуществлять оба этих процесса определяет качество взаимодействия с миром. Если один из процессов не активирован, например, человек умеет только давать, но не способен брать, тогда он не сможет воспринимать новое, быстро истощит свои ресурсы и почувствует эмоциональное выгорание. Обычно такие люди находятся в созависимых отношениях с теми, кто только берет и не может давать. Будучи лидерами, они выстраивают отношения созависимости с группой – стараются сами взять за все ответственность, оказываются спасателями, видят свою миссию в помощи другим, но в итоге порождают инфантилизм и патернализм в других людях.

- Изучить принятие ответственности за свою жизнь и за свои действия (локус-контроль). Возможность видеть причину происходящего в самом себе позволяет быть деятелем в своей жизни, а не жертвой окружающих. В результате, это дает возможность активно влиять на происходящее с тобой, меняться, осваивать новое и помогать вырабатывать такую же жизненную позицию у других людей.

- Заботиться о себе, т.е. видеть свои потребности, вовремя их удовлетворять, тем самым помогая себе иметь хороший жизненный тонус, испытывать удовольствие, радость и счастье жить.

 

Второй цикл «Я-Ты»:

- Устанавливать открытые доверительные отношения с другим человеком. Разделять внимание между собой и собеседником. Быть внимательным к своим чувствам и мыслям в процессе взаимодействия. Уметь говорить о своих реакциях и быть готовым услышать реакцию другого человека. Видеть феномены (события, проявления, факты) контакта – наблюдать за своими реакциями и реакциями собеседника. Уметь сочувствовать, проявлять эмпатию, оппонировать.

- Освоить навыки активного слушания (задавать уточняющие вопросы, резюмировать, помогать видеть новое, открывать невысказанные смыслы, поддерживать в желании глубоко разобраться в теме, быть заинтересованным, помогать другому самому найти решение, помогать другому обращаться за помощью и искать дополнительные ресурсы).

- Изучить в себе процессы, останавливающие развитие отношений с другим: непонимание своих потребностей и потребностей другого человека; приоритет установок «надо», «должен», полученных из чужого опыта; приписывание другому своих чувств и мыслей. Научиться преодолевать эти барьеры.

- Научиться прояснять границы в отношениях – обсуждать правила взаимодействия, определять свой статус (коллеги, наставника или ученика) и получать на это полномочия и согласие другого, следить за выполнением взаимных договоренностей.

- Обрести навыки наставника ( выстраивать длительные отношения, помогать другому найти мотивацию к деятельности, помогать планировать карьеру и рост, вдохновлять, создавать образы будущего, помогать увидеть новые возможности, давать обратную связь, критиковать экологично и конструктивно, делиться опытом, быть последовательным, давать ощущение уверенности и помогать снять тревогу, видеть достижения и мотивировать к новому развитию).

 

Третий цикл «ЯМы»:

- Исследовать свое взаимодействие с группой. Научиться разделять внимание между своими реакциями, наблюдением за реакциями участников и общегрупповыми феноменами. Открыть свои «слепые пятна» в групповом лидерстве. 

- Понимать процессы групповой динамики. Видеть маркеры изменений. Уметь давать группе обратную связь о ее развитии. Уметь катализировать или замораживать групподинамические процессы в зависимости от рабочей задачи. Помогать группе определить границы своего взаимодействия, быть хранителем групповых правил. Задавать процедуры группового взаимодействия (шестиходовка).

- Помочь группе сформировать образ будущего, возбуждать интерес к нему на протяжении всего периода работы группы, пользоваться им как вызовом для поддержания групповой энергии. 

- Помогать группе сформировать мотивацию к решению рабочей задачи. Помочь вписать личные цели в групповые. Создавать атмосферу доверия. Вдохновлять и поддерживать энергию. Предотвращать размывание целей. Помочь каждому участнику взять обязательства и отвечать за их исполнение перед группой. 

- Уметь разрешать конфликтные ситуации. Эффективно реагировать в трудных случаях , в частности, в ситуациях конкуренции за лидерство или за внимание лидера; в ситуации личностных конфликтов между участниками; в ситуации отсутствия энергии и др.. Уметь поддерживать участников в момент присоединения и адаптации в группе. Уметь поддерживать группу в случае выхода участников. Знать технологии работы с кризисными периодами в жизни группы.

- Учить группу измерять результаты, осуществлять мониторинг продвижения к решению задачи, признавать успехи, работать над ошибками, ставить новые цели.

 
Четвертый цикл «Я-Все» (нуждается в обсуждении и доработке):

- Исследовать собственную идентификацию (родовая, половая, культурная, социальная). Открыть слои и важные послания в каждой из идентификаций.

- Исследовать циклические коммуникации, в которые включена данная идентификация («колесо нормы»). Перевести бессознательный опыт в осознанный - понимать, что я принимаю, а с чем я не согласен. Научиться описывать циклические коммуникации. Изучить способы изменения этих коммуникаций, в том числе парадоксальные. Работать с системным сопротивлением изменениям.