Школа координаторов сообществ

Школа координаторов сообществ - это экспертное сообщество, которое повышает эффективность координаторов (людей, занимающихся организацией и ведением деятельности групп), разрабатывает квалификационные стандарты для координаторов, занимается повышением компетенции координаторов. Данное сообщество решает проблему повышения низкой эффективности и результативности деятельности различных групп, занимающихся вопросами социального, экономического, общественно-политического и культурного развития.

Школа координаторов сообществ (ШКС) - это технология воспроизводства координационного опыта через несколько образовательных форматов.

  1. Первый формат - "погружение", реализуется в трех или пятидневных мероприятиях через теоретическую и практическую подачу учебного материала. 
  2. Второй формат  - "персональное наставничество", где знание передается в коммуникации "Я -ТЫ". Формат действует постоянно, наставников может быть несколько, в том числе может быть. 
  3. Третий формат - "взаимодействие в группе". Это форма практической координации в стабильных группах. Реализуется постоянно. Механизм формата - коллективное решение индивидуальной проблемы, коммуникация  при этом "Я-МЫ".
  4. Четвертый формат - "самообразование", работа с различными источниками. Коммуникация "Я-Я".
  5. Пятый формат - "участие в больших событиях ШКС", типа: стратегической сессии, отраслевого  смотра, форума, слета координаторов, мероприятий с широким охватом людей заранее не известных с массированной всесторонней практикой, где применяются сразу все четыре предыдущих формата. Это коммуникация "Я-Все".   

Таким образом ШКС в деятельности координационного сообщества Школы активизации гражданственности (ШАГ) отражает и реализует учебно образовательный слой, представляющий собой систему знаниевых модулей, задающих определенную образовательную программу ШКС. Их четыре: "динамика групп", "организованность", "культура групп", "виды взаимодействия".

1. динамика групп

Проблематизация. Задачи
Нормы будущего. Цели
Объявленные действия. Миссия
Правила. Принципы. Свойства
Образ будущего. Инициативы
Дорожная карта. Действия
Координатор-модератор
Горбунов
Дмитрий Борисович

2. Организованность
групп

Миссия
Задачи
Контрагенты
Продукты
Процессы
Участники
Правила, свойства, принципы
Координатор-модератор
Иванченко Михаил
Александрович

3. Культура групп

Правила, свойства, принципы
Легенды/мифы
Хранители/держатели норм
Нормы
Арт-объекты
Участники
Ценности
Координатор-модератор
Риттер Олег
Константинович

4. виды взаимодействия

Я - я
Я - Ты
Я - Мы
Я - Все
Координатор-модератор
Орлова Татьяна
Игоревна
Ответственный за раздел
Ермошкин Александр
Игоревич

Общие пояснения

Шесть кратко описанных шагов в групповой работе с инициативой это результат обобщения большого практического опыта и теоретических разработок. Они обеспечивают перевод инициативы на качественно новый уровень — практической реализации в разных вариантах: общественного движения, конкретных проектов (как небольших, так и масштабных), системы общественно-государственного (частно-государственного) партнерства и других.

Исходной точкой для этих шести шагов является заявленная инициатива, презентация которой привлекла к себе внимание и объединила в начальную группу не менее трех человек.

Для повышения результативности групповой работы ее сопровождает подготовленный координатор.

Для присоединения к группе новых участников основные решения, вырабатываемые в процессе совершения шести ходов, описываются, обрабатываются и фиксируются в предлагаемом порядке.

Для обеспечения эффективности совместной деятельности в группе вырабатываются и принимаются всеми участниками правила взаимодействия на двух уровнях: 1) перед началом групповой работы, самого общего характера (говорим по очереди, не обсуждаются личности участников группы, обсуждаются их действия и слова, координатор имеет право решающего голоса по организации работы группы); 2) на четвертом шаге процесса групповой работы («Свойства, принципы, правила»), на котором правила групповой работы расширяются и уточняются с учетом специфики состава группы и разрабатываемой инициативы. Раз в месяц группа собирается и проводит рефлексию через «Я – позицию» по каждому пункту после работы с листом (10-15 мин) по схеме: «- выполняю - не выполняю, но собираюсь выполнять тогда-то - не выполняю, и выполнять не собираюсь потому-то».

 

1. Проблематизация

После повторной (специально для участников собравшейся группы) презентации инициативы ее инициатором (выделения некоторой проблемы, обоснования необходимости и актуальности ее разрешения и, возможно, обозначения принципиальных путей ее разрешения) все члены группы по очереди высказывают свое личное понимание проблематики, лежащей в основе данной инициативы: какие соображения и эмоции вызывает инициатива, что волнует в связи с ней, какие вопросы требуют решения.

Высказывания каждого участника группы вкратце фиксируются модератором или его помощником.

На этом шаге каждый участник группы ограничивается высказыванием своего видения проблемы, связанной с инициативой, не предлагая пути ее реализации.

При наличии большого количества проблем они рейтингуются для выделения наиболее значимых с возможным присоединением к ним остальных.

 

2. Нормы будущего

Нормы — это то, что воспринимается большинством населения как обычная жизненная практика, отклонение от которой является неприемлемым субъективно или, в целом, осуждаемым. Нормы будущего возникают на основе норм прошлого и настоящего, не полностью устраивающих тех граждан, которые включаются в процесс общественно-политического проектирования.

Формирование норм будущего — это групповой процесс, основанный на принципе последовательных уточнений, которым соответствует следующий цикл.

Модератор предлагает участникам группы сформулировать по три нормы настоящего, их не удовлетворяющие. Эти нормы фиксируются для общего обозрения, рейтингуются с выделением трех максимально значимых и их возможным дополнением оставшимися в списке нормами.

После коллективного обсуждения полученных результатов участники группы формулируют по три нормы будущего, формирование которых представляется им наиболее значимым. После фиксации всех предложенных вариантов производится их рейтингование с выделением трех приоритетных, которые по мере возможности дополняются и детализируются с учетом остальных вариантов.

Таким образом обеспечивается движение группы к общему видению будущего.

 

3.Личная миссия, объявленные действия

Видение совокупности норм будущего, норм сегодняшних, собственных компетенций и желаний является основанием для каждого участника группы определить свою личную миссию в деле изменения норм. Личной миссии соответствует принципиально, укрупненно обозначенное поле целей и задач, достижение и решение которых участник группы оценивает для себя как значимое и возможное. Личные миссии кажого участинка фиксируются.

Переход от личной миссии к объявленным действиям осуществляется через формулирования целей и задач.

Каждый участник группы в течение нескольких минут, одновременно, записывает по три цели и задачи (на усмотрение модератора/координатора: а) не разделяя два эти понятия; б) разделяя два эти понятия, понимая цель как то, чего следует достичь для реализации инициативы, то есть для разрешения породившей ее проблемы, а задачи как то, что необходимо сделать для того, чтобы цель достичь).

По очереди все члены группы зачитывают написанное, которое фиксируется модератором/его помощником в доступном для общего обозрения виде (флип-чарт, компьютер с выводом текста на экран).

Модератор зачитывает сформулированные цели и задачи.

В течение нескольких минут каждый участник группы присваивает трем наиболее важным с его точки зрения целям и задачам из общего их перечня оценки по трехбалльной системе: самой значимой - 3, менее значимой — 2, следующей по значимости — 1.

Модератор/его помощник фиксирует и суммирует высказанные оценки.

Три цели и задачи (их формулировки), которым соответствуют наибольшие суммарные оценки, выделяются как базовые для группы.

Остальные формулировки целей и задач их авторы распределяют как дополнения и пояснения к трем выделенным базовым.

Цели и задачи, которые принципиально отличаются по смыслу от трех базовых, после дополнительной оценки классифицируются или как малозначимые, или как особо ценные, требующие присоединения к базовым в качестве таковых.

Модератор делает обзор основных целей и задач, выделенных данной группой в качестве необходимых для реализации инициативы и разрешения соответствующей ей проблемы.

Каждый участник группы, рассмотрев и оценив базовые цели и задачи, соответствующие реализации заявленной инициативы, выделяет те задачи, действия по решению которых он берет на себя, решение которых он считает для себя возможным, особо важным и необходимым.

Это выбор объявляется в группе лично участником и фиксируется модератором.

Регулярно, не реже раза в месяц, происходит проверка выполнения объявленных действий.

В результате коллективной оценки фактического исполнения личной миссии и объявленных действий происходит выработка взаимных, перекрестных пожеланий членами группы: советы, мнения и т. п. для усиления позиции члена группы.

 

4. Свойства, принципы, правила

Участники группы последовательно осуществляют три действия по обеспечению внутренней и внешней коммуникации группы:

-определяют свойства, которые должны быть присущи группе (создают «эскиз» образа группы для себя и других);

-определяют соответствующие этим свойствам принципы взаимодействия членов группы между собой и группы с внешней по отношению к ней средой;

-вырабатывают и фиксируют правила (кодекс), регламентирующие условия, порядок, требования к процессу взаимодействия участников группы между собой, участников группы и группы в целом с внешней по отношению к ней средой.

Каждая из этих задач решается путем фиксация мнений, высказанных всеми участниками группы, их рейтингованием с последующей группировкой схожих по содержанию формулировок (создание «свертки» частных мнений). В случае непринятия всеми членами группы конкретного правила оно обсуждается, после чего или переформулируется, или исключается.

Свойства, принципы и правила, выработанные группой на этом шаге, в максимальной степени отражают специфику состава группы, реализуемой инициативы, условий ее реализации. И могут и должны быть откорректированы в процессе деятельности группы по инициативе любого из участников группы и приняты в новой редакции после обсуждения и достижения консенсуса.

В общем случае необходимо не реже раза в месяц предлагать всем участникам группы ответить на вопрос «какие правила/принципы/свойства я выполняю/чему соотвествую, а что не выполняю/чему не соответствую и почему?», после чего происходит выбор из следующего набора вариантов: «буду выполнять/ надо менять/ надо отменять». В случае отмены или изменения происходит поиск заменяющего правила, обеспечивающего усиление группы.

 

5. Образ будущего

Образ будущего возникает в процессе групповой работы на основе реализации «Шага 2 - Нормы будущего» во взаимосвязи с уточнением личной миссии («Шаг 3»).

Определяем, уточняем и делаем образ будущего и групповым, и личным в несколько этапов.

На первом каждый член группы обозначает обобщенный образ будущего, который фиксируется модератором. Путем рейтингования формируется предварительный вариант группового образа будущего, который на следующем этапе соотносится с ранее зафиксированными нормами будущего. Образ будущего корректируется (дополняется, изменяется) таким образом, чтобы помимо общих характеристик он включал в себя описания, соответствующие всем номам будущего, сформировавшимся в процессе предыдущей групповой работы.

 

6. Дорожная карта

Координатор/модератор знакомит группу с понятием «дорожная карта» применительно к групповой общественной деятельности.

Группа на основе выработанного образа будущего в связи с развиваемой инициативой определяет стратегию движения к нему, основные ее необходимые элементы - взаимосвязанные траектории реализации стратегии: люди, информация, материальные ресурсы, их источники, процессы, события и др. - так называемые «струны», связывающие будущее с настоящим.

Количество таких «струн» корректируется по мере необходимости в ходе групповой деятельности.

При составлении дорожной карты особое внимание уделяется многокомпонентности и взаимосвязанности элементов стратегии развития, этапности, ключевым, критическим точкам траекторий движения как в событийно-медийных, публичных проявлениях, так и в части внутреннего мониторинга, контроля и корректировки групповой деятельности.

Все события и процессы дорожной карты проверяются на обеспеченность объявленными действиями: каждому событию и процессу дорожной карты соответствует объявленное действие одного или нескольких членов группы.

При составлении и реализации дорожной карты происходит уточнение ранее объявленных действий участников группы.

На этом шаге уточняется и фиксируется ощущение и осознание образа группы для ее самоуплотнения, консолидации и презентации обществу и власти.

Ответственный за раздел
Горбунов
Дмитрий Борисович

1. Мотивационный блок

Новая экономика и новая деловая среда

Скорость и постоянные изменения как ключевая характеристика новой реальности. Способность решать нестандартные задачи налету.

Живые компании - это больше не абстрактная концепция, это определение способности организации или группы работать в новых реалиях или ее неспособность на это.

От концепции бережливого производства к концепции бережливого всего (Lean HR, Lean Startup и др.)

Скорость решений, действий, изменений

Изменения - часть ежедневной работы каждого члена организации.

Принцип сетевого действия и переход от оценки эффективности позиций к оценке эффективности команд.

Совершенство организации сегодня - это ее способность изменяться опережающе по отношению к изменению внешней среды. Даже самая идеальная оргструктура и командно-административная система не способны сегодня обеспечить должного уровня удовлетворенности контрагентов. Нужно нечто новое.

Любая позиция и процесс в классической организации стремится к зоне комфорта, что приводит к разрыву коммуникаций и снижению эффективности организации. Решения перестают работать как только люди выходят с совещания.

Чтобы быть эффективной организация должна расширить свою зону комфорта на внешнюю среду и контрагентов и удерживать себя в состоянии постоянной рефлексии.

Проектирование «организованности» как новой функции живой организации, дополняющей классические форматы работы.

 

2. Установка

Постановка задачи на работу в группах и пр.

 

3. Проектирование

Работа в группах, взвешивания и сборки:

- Продукты, контрагенты, процессы

- Закрепление ролей и взятие ответственности

Моделирование перехода к организованности:

- Дорожная карта на 3 месяца с индикаторами

- План регулярных внутренних мероприятий согласно ДК с рефлексией на достижения и сложности, коллективная ответственность

 

4. Системность

Пролонгированный пост-тренинг в формате сопровождения (поддержки) реализацией группой дорожной карты «организованность»

Наполнение и запуск в эксплуатацию специального ИТ-решения пожжержки «организованности» (проектируется на основе специльных пошаговых шаблонов и наполняется самими членами организации)

 

5. Финализация

По истечении трех месяцев:

- Заключительное очное мероприятие по запуску живого механизма «организованности» в организации / группе

- Мероприятие становится ежегодным, а на год проектируется план регулярных событий по удержанию организации в «организованности».

Координатор-модератор
Иванченко Михаил
Александрович

Формирование культуры в группе

Используемые понятия:

  • Ритуалы – культурное выражение процессов деятельности группы. Основными ритуалами на данный момент являются: Групповая ДИНАМИКА (Групповая Работа, Присоединение к группе, прохождение по 6 – тиходовке, уплотнение и усиление группы, формирование проектной группы); присоединение к сообществу координаторов (подписание декларации), заседания КСК и 7-рок, Школа Координаторов и Слет).
  • Арт-объекты – являются продуктами, доведенными до культа, в идеале координационнные действия совершенные в культуре являются арт – объектами, наиболее основной – переход в проектную деятельность, так же ими является различная атрибутика, символика группы.
  • Миссия - выше, чем продукт группы, она складывается исходя из задач группы и нормы будущего, который собирается воплотить группа.
  • Ценности - формируются из правил, принципов, свойств, а так же миссии группы, становясь основой деятельности.
  • Участники группы, которые приняли ППС и сформулировали личную миссию исходя из миссии группы, а так же контрагенты, получающие продукты групповой деятельности. В группе существует культура взаимодействия с контрагентами, так же выраженная в организации работы с ними.
  • ПравилаПринципыСвойства (ППС) – участники группы самостоятельно формулируют для себя правила, принципы и свойства, как свои, так и группы в целом. ППС систематически уточняются, и на основе их ведется работа.
  • Легенды/мифы – ключевые события, совершенные в результате деятельности по принятой технологии, доведенные до состояния мифа, т.е. событие, произошедшее по факту, в результате идеального процесса, в результате чего происходит героизация некоторых участников процесса. Например: идеальный продукт координационных действий, первая школа координаторов, реализованные инициативы.
  • Хранители норм/жрецы – в идеале хранителями норм являются все участники группы, при этом при уплотнении, а затем и расширении группы, выявляются хранители как всей нормы, отражающей культуру образа будущего, так и ее отдельных составных, например, при взаимодействии с контрагентами или при присоединении нового участника группы.
  • Приверженцы культуры – являются участники группы и иные лица, вовлеченные в деятельность группы, большую часть приверженцев составляют контрагенты, принявшие культуру образа будущего, как свою.
  • Культура образа будущего - совокупность ценностей, миссии, ритуалов, действий участников культурных норм, воплощающиеся в изменении образа жизни и мировоззрения всех участников группового процесса.
  • Основы культуры – базовые тексты Президента РФ, концепция Народной Стратегии и заключения нового общественного договора, в котором каждый берет ответственность за развитие территории, на которой живет, через проактивную позицию по изменению собственной жизни.

Культура в группе зарождается в результате личных и совместных переживаний в ходе деятельности группы.

Последовательность формирования культуры группы

1. По ходу движения группы по шестиходовке у группы каждый из шагов является ритуалом, сам способ групповой работы и его форма является ритуалом, в котором участвуют все члены группы, все ритуалы проводятся с выполнением обязательных элементов групповой динамики: знакомство, содержательная часть, рефлексия. Примечание: на 1,2,3 шаге первого круга шестиходовки зарождаются ППС, обязательные для выполнения всеми участниками на всех шагах второго и последующего кругов. Возможно принятие названия группы, как арт-объекта в виде логотипа.

2. При первом движении от 1 к 4 шагу (проблемы – задачи, норма текущая – норма будущего, миссия группы – личная миссия, ППС) и в дальнейшем у группы зарождаются общие ценности, которые первоначально заявляются как декларированные, а в дальнейшем становятся основой действий в образе будущего. Ценности систематически уточняются, и каждый участник письменно соотносит свои действия со своей миссией, ценностями и ППС, что так же является ритуалом группы и элементом организованности. Из ценностей, миссии и ППС формируется этика участника группы.

3. Каждый участник группы, оглашая заявленное действие, принимает на себя обязанность быть хранителем норм, принятых в группе.

4. При определении контрагентов группы формируются нормы взаимодействия с ними, в том числе и этика взаимодействия, включая ритуалы.

5. Образ будущего описывается исходя из тех ценностей и миссии, которые приняла группа и обязательно находит в нем свое отражение, при чем сильная позиция достигается только приспособлением общества к образу - а не наоборот, в дальнейшем образ будущего становится основой внешней культуры группы, приближая его свершение и вовлекая тем самым последователей. Так же могут быть приняты некоторые арт-объекты группы.

6. При формировании дорожной карты группа определяет развитие культуры образа будущего, внешнее позиционирование группы и увеличение количества вовлеченных приверженцев, в процесс реализации образа будущего, а так же первые арт-объекты.

Таким образом, в результате первоначального движения по шестиходовке складываются первые контрольные точки: первоначальная культура группы, включающая в себя основы культуры, миссию, ценности, ритуалы, основных приверженцев их принципы, свойства, и правила взаимодействия, складываются первые арт-объекты.

7. После выполнения первых заявленных действий, следуя ППС, группа переходит в стадию формирования ядерной группы, удерживающей образ. Формирование организованности и ее влияния на развитие группы.

В этот период складывается внутренняя культура группы и ее внешние проявления, следуя ППС. Увеличение вовлеченности - прямой путь к реализации дорожной карты. На основе миссии и возможностей группы, её сильных и слабых сторон, выбирается внешняя концепция позиционирования группы. Приверженность и преданность в группе целенаправленно создается ядерной группой. Появление бриллиантов.

Ключевые контрольные точки: личная позиция участников группы вовне, следование формам организованности, усиление ритуалов, культура работы с бриллиантами, рефлексия на заявленные действия и ППС, культуры взаимодействия с контрагентами, появление ритуалов присоединения к группе и уплотнения группы, совместных праздников, появление мифов/легенд и героев группы.

8. Появление единого описания группы. Описания, которое соединит групповое самоопределение и внешнее позиционирование в единстве.

Группа достигает такого уровня культуры, при котором ценности и миссию группы разделяются не только участники группы, а все сопричастные к деятельности группы, при этом в группе высокий уровень организованности.

Контрольные точки: ряд документов или документ, находящийся в открытом источнике, описывающий культуру группы. Растущая и устойчивая вовлеченность последователей в деятельность группы, появились часто узнаваемые арт-объекты группы, прибавилось приверженцев, декларируемые первоначально ценности и ППС, стали нормой жизни участников группы.

Резюме технологии формирования групповой культуры.

Шаг 1. Уточнение ППС

- ППС уточняются в группе

- формирование ритуала выявления и развития ППС каждым участником группы

Шаг 2. Миссия группы и личная, ее уточнение

- еще раз миссия группы

- личные миссии участников, заявленные действия

Шаг 3. Выявление ценностей группы

- из ППС и миссии выявляются ценности группы

- ценности группы принимаются всеми, как личные

- ритуал выявения ценностей

Шаг 4. Выявление ритуалов группы и их формализация

- порядок взаимодействия внутри группы и с контрагентами

- ритуалы взаимодействия приверженцев

- практика уточнения ценностей и миссии

Шаг 5. Культура организованности

- уточнение ППС

- усиление ритуалов (появление праздников, порядка присоединения, перехода группы в организацию, взаимодействие с контрагентами)

- ритуалы организованности, в том числе работы онлайн на портале.

- появление держателей нормы

- групповые тексты

- внутренние правила

-устойчивые держатели норм

-формирование групповой структуры

Шаг 6. Культура работы с бриллиантами

- выявление бриллиантов

- порядок работы с ними, формирование новых ритуалов

Шаг 7. Внешняя культура: арт-объекты, мифы/легенды, герои, позиционирование.

- внешнее позиционирование каждым участником группы

- выявление основных арт-объектов группы

- появление героев и легенд, мифов

- базовые тексты группы

- высокая внутренняя организованность

- модель внешнего позиционирования: формы и способы трансляции ценностей, миссии, образа будущего

Координатор-модератор
Риттер Олег
Константинович

Тренинг является диагностическим, трансформационным и практическим инструментом. Его основной формат – упражнения, игры, эксперименты, позволяющие участникам наблюдать за своими реакциями, открывать в себе альтернативные возможности и пробовать новое поведение. Теоретический материал дается как итоговый анализ экспериментального опыта, полученного участниками в упражнениях. Это позволяет открыть и проверить все процессы на себе, признать свои слабости и недостатки, перевести их в зоны своего развития и освоить методы работы над ними.

При разработке программы мы ориентировались на заявленные свойства координаторов, предложенную литературу и наше понимание психологии личности, межличностного общения, коммуникации в малых группах и эффективного лидерства.

В четырех модулях скомпонованы все свойства и навыки, которые координаторам предстоит освоить, в четыре цикла по типам коммуникаций: Я-Я, Я-ТЫ, Я-МЫ, Я-ВСЕ. Данная логика построения объясняется тем, что любые свойства проявляются в процессе коммуникации. При этом навыки, полученные при изучении одного цикла, становятся необходимой основой для последующего изучения и отработки других навыков в следующем цикле.

Каждый цикл проводится как трехдневный семинар, промежутки между циклами составляют 3-4 недели. Желательно, чтобы тренинговая группа при этом состояла из 15 – 25 человек и имела стабильный состав участников на протяжении всех четырех трехдневок. Переход участников из одной группы в другую следует сделать скорее исключением, чем правилом. В промежутках между трехдневками участники получают задания для самостоятельной работы и тренировки в минигруппах (например, семерках) .

В начале и по окончании каждого трехдневного семинара участникам предлагается заполнить пред- и посткурсовую анкету, показывающую уровень усвоения материала и являющуюся самостоятельным инструментом для самооценки участников. 

 

Первый цикл « Я-Я»:

- Научиться наблюдать за своими чувствами, мыслями, ощущениями; относиться к чувствам и ощущениям как к важным индикаторам взаимодействия с миром. Контролировать ситуации захваченности чувствами, обычно мешающие эффективно мыслить, контактировать с другими людьми, принимать решения. Научиться замечать в себе и быть способным проживать весь спектр чувств, в том числе такие сложные для многих людей эмоции как страх, гнев, вину и стыд. Помогать другим людям выходить из ситуаций захваченности чувствами.

- Понять свою мотивацию к координационной деятельности. Мотивация определяет качество лидерского поведения, поскольку успешные лидеры малых групп хотят самореализовываться через успех участников своих групп, а не через личные достижения. У них нет стремления к личной власти, они готовы выращивать других - помогать им принимать решения, брать ответственность, достигать вершин в их реализации. Честное исследование своей мотивации дает возможность быть эффективным координатором.

- Исследовать свои процессы «брать» и «давать» в отношениях с другими. Способность осуществлять оба этих процесса определяет качество взаимодействия с миром. Если один из процессов не активирован, например, человек умеет только давать, но не способен брать, тогда он не сможет воспринимать новое, быстро истощит свои ресурсы и почувствует эмоциональное выгорание. Обычно такие люди находятся в созависимых отношениях с теми, кто только берет и не может давать. Будучи лидерами, они выстраивают отношения созависимости с группой – стараются сами взять за все ответственность, оказываются спасателями, видят свою миссию в помощи другим, но в итоге порождают инфантилизм и патернализм в других людях.

- Изучить принятие ответственности за свою жизнь и за свои действия (локус-контроль). Возможность видеть причину происходящего в самом себе позволяет быть деятелем в своей жизни, а не жертвой окружающих. В результате, это дает возможность активно влиять на происходящее с тобой, меняться, осваивать новое и помогать вырабатывать такую же жизненную позицию у других людей.

- Заботиться о себе, т.е. видеть свои потребности, вовремя их удовлетворять, тем самым помогая себе иметь хороший жизненный тонус, испытывать удовольствие, радость и счастье жить.

 

Второй цикл «Я-Ты»:

- Устанавливать открытые доверительные отношения с другим человеком. Разделять внимание между собой и собеседником. Быть внимательным к своим чувствам и мыслям в процессе взаимодействия. Уметь говорить о своих реакциях и быть готовым услышать реакцию другого человека. Видеть феномены (события, проявления, факты) контакта – наблюдать за своими реакциями и реакциями собеседника. Уметь сочувствовать, проявлять эмпатию, оппонировать.

- Освоить навыки активного слушания (задавать уточняющие вопросы, резюмировать, помогать видеть новое, открывать невысказанные смыслы, поддерживать в желании глубоко разобраться в теме, быть заинтересованным, помогать другому самому найти решение, помогать другому обращаться за помощью и искать дополнительные ресурсы).

- Изучить в себе процессы, останавливающие развитие отношений с другим: непонимание своих потребностей и потребностей другого человека; приоритет установок «надо», «должен», полученных из чужого опыта; приписывание другому своих чувств и мыслей. Научиться преодолевать эти барьеры.

- Научиться прояснять границы в отношениях – обсуждать правила взаимодействия, определять свой статус (коллеги, наставника или ученика) и получать на это полномочия и согласие другого, следить за выполнением взаимных договоренностей.

- Обрести навыки наставника ( выстраивать длительные отношения, помогать другому найти мотивацию к деятельности, помогать планировать карьеру и рост, вдохновлять, создавать образы будущего, помогать увидеть новые возможности, давать обратную связь, критиковать экологично и конструктивно, делиться опытом, быть последовательным, давать ощущение уверенности и помогать снять тревогу, видеть достижения и мотивировать к новому развитию).

 

Третий цикл «ЯМы»:

- Исследовать свое взаимодействие с группой. Научиться разделять внимание между своими реакциями, наблюдением за реакциями участников и общегрупповыми феноменами. Открыть свои «слепые пятна» в групповом лидерстве. 

- Понимать процессы групповой динамики. Видеть маркеры изменений. Уметь давать группе обратную связь о ее развитии. Уметь катализировать или замораживать групподинамические процессы в зависимости от рабочей задачи. Помогать группе определить границы своего взаимодействия, быть хранителем групповых правил. Задавать процедуры группового взаимодействия (шестиходовка).

- Помочь группе сформировать образ будущего, возбуждать интерес к нему на протяжении всего периода работы группы, пользоваться им как вызовом для поддержания групповой энергии. 

- Помогать группе сформировать мотивацию к решению рабочей задачи. Помочь вписать личные цели в групповые. Создавать атмосферу доверия. Вдохновлять и поддерживать энергию. Предотвращать размывание целей. Помочь каждому участнику взять обязательства и отвечать за их исполнение перед группой. 

- Уметь разрешать конфликтные ситуации. Эффективно реагировать в трудных случаях , в частности, в ситуациях конкуренции за лидерство или за внимание лидера; в ситуации личностных конфликтов между участниками; в ситуации отсутствия энергии и др.. Уметь поддерживать участников в момент присоединения и адаптации в группе. Уметь поддерживать группу в случае выхода участников. Знать технологии работы с кризисными периодами в жизни группы.

- Учить группу измерять результаты, осуществлять мониторинг продвижения к решению задачи, признавать успехи, работать над ошибками, ставить новые цели.


 
Четвертый цикл «Я-Все» (нуждается в обсуждении и доработке):

- Исследовать собственную идентификацию (родовая, половая, культурная, социальная). Открыть слои и важные послания в каждой из идентификаций.

- Исследовать циклические коммуникации, в которые включена данная идентификация («колесо нормы»). Перевести бессознательный опыт в осознанный - понимать, что я принимаю, а с чем я не согласен. Научиться описывать циклические коммуникации. Изучить способы изменения этих коммуникаций, в том числе парадоксальные. Работать с системным сопротивлением изменениям.

Координатор-модератор
Орлова Татьяна
Игоревна

Ответственный за раздел
Ермошкин Александр
Игоревич

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Эффект от реализации: увеличение числа проактивных граждан, качественное повышение субъектности у индивидов, дообразование элиты, развитие в стране институтов гражданского общества, самоорганизации, повышение качества жизни людей, развитие социальных лифтов для активных граждан, повышение уровня рождаемости.

Сообщество позволит объединить людей, способных создавать и усиливать группы, делая их устойчивыми, со своими правилами, принципами взаимодействия и свойствами,  развивая горизонтальные связи между участниками и внутри самого сообщества, что позволит «здесь, сейчас и таком составе» изменять существующие нормы поведения и взаимодействия, на более адекватные существующей действительности.

Цель проекта: выявление проактивных граждан, развитие субъектности у индивидов, дообразование элиты, повышение эффективности и продуктивности существующих проектных и иных групп.

Презентация "Координация"

ШКC 7. Ермошкин А.И. Координация

Школа координаторов сообществ. Первый выпуск 2015 г. О группе

Лекция Александра Ермошкина на Школе координаторов КРАО