Культура групп

Формирование культуры в группе

Используемые понятия:

  • Ритуалы – культурное выражение процессов деятельности группы. Основными ритуалами на данный момент являются: Групповая ДИНАМИКА (Групповая Работа, Присоединение к группе, прохождение по 6 – тиходовке, уплотнение и усиление группы, формирование проектной группы); присоединение к сообществу координаторов (подписание декларации), заседания КСК и 7-рок, Школа Координаторов и Слет).
  • Арт-объекты – являются продуктами, доведенными до культа, в идеале координационнные действия совершенные в культуре являются арт – объектами, наиболее основной – переход в проектную деятельность, так же ими является различная атрибутика, символика группы.
  • Миссия - выше, чем продукт группы, она складывается исходя из задач группы и нормы будущего, который собирается воплотить группа.
  • Ценности - формируются из правил, принципов, свойств, а так же миссии группы, становясь основой деятельности.
  • Участники группы, которые приняли ППС и сформулировали личную миссию исходя из миссии группы, а так же контрагенты, получающие продукты групповой деятельности. В группе существует культура взаимодействия с контрагентами, так же выраженная в организации работы с ними.
  • ПравилаПринципыСвойства (ППС) – участники группы самостоятельно формулируют для себя правила, принципы и свойства, как свои, так и группы в целом. ППС систематически уточняются, и на основе их ведется работа.
  • Легенды/мифы – ключевые события, совершенные в результате деятельности по принятой технологии, доведенные до состояния мифа, т.е. событие, произошедшее по факту, в результате идеального процесса, в результате чего происходит героизация некоторых участников процесса. Например: идеальный продукт координационных действий, первая школа координаторов, реализованные инициативы.
  • Хранители норм/жрецы – в идеале хранителями норм являются все участники группы, при этом при уплотнении, а затем и расширении группы, выявляются хранители как всей нормы, отражающей культуру образа будущего, так и ее отдельных составных, например, при взаимодействии с контрагентами или при присоединении нового участника группы.
  • Приверженцы культуры – являются участники группы и иные лица, вовлеченные в деятельность группы, большую часть приверженцев составляют контрагенты, принявшие культуру образа будущего, как свою.
  • Культура образа будущего - совокупность ценностей, миссии, ритуалов, действий участников культурных норм, воплощающиеся в изменении образа жизни и мировоззрения всех участников группового процесса.
  • Основы культуры – базовые тексты Президента РФ, концепция Народной Стратегии и заключения нового общественного договора, в котором каждый берет ответственность за развитие территории, на которой живет, через проактивную позицию по изменению собственной жизни.

Культура в группе зарождается в результате личных и совместных переживаний в ходе деятельности группы.

Последовательность формирования культуры группы

1. По ходу движения группы по шестиходовке у группы каждый из шагов является ритуалом, сам способ групповой работы и его форма является ритуалом, в котором участвуют все члены группы, все ритуалы проводятся с выполнением обязательных элементов групповой динамики: знакомство, содержательная часть, рефлексия. Примечание: на 1,2,3 шаге первого круга шестиходовки зарождаются ППС, обязательные для выполнения всеми участниками на всех шагах второго и последующего кругов. Возможно принятие названия группы, как арт-объекта в виде логотипа.

2. При первом движении от 1 к 4 шагу (проблемы – задачи, норма текущая – норма будущего, миссия группы – личная миссия, ППС) и в дальнейшем у группы зарождаются общие ценности, которые первоначально заявляются как декларированные, а в дальнейшем становятся основой действий в образе будущего. Ценности систематически уточняются, и каждый участник письменно соотносит свои действия со своей миссией, ценностями и ППС, что так же является ритуалом группы и элементом организованности. Из ценностей, миссии и ППС формируется этика участника группы.

3. Каждый участник группы, оглашая заявленное действие, принимает на себя обязанность быть хранителем норм, принятых в группе.

4. При определении контрагентов группы формируются нормы взаимодействия с ними, в том числе и этика взаимодействия, включая ритуалы.

5. Образ будущего описывается исходя из тех ценностей и миссии, которые приняла группа и обязательно находит в нем свое отражение, при чем сильная позиция достигается только приспособлением общества к образу - а не наоборот, в дальнейшем образ будущего становится основой внешней культуры группы, приближая его свершение и вовлекая тем самым последователей. Так же могут быть приняты некоторые арт-объекты группы.

6. При формировании дорожной карты группа определяет развитие культуры образа будущего, внешнее позиционирование группы и увеличение количества вовлеченных приверженцев, в процесс реализации образа будущего, а так же первые арт-объекты.

Таким образом, в результате первоначального движения по шестиходовке складываются первые контрольные точки: первоначальная культура группы, включающая в себя основы культуры, миссию, ценности, ритуалы, основных приверженцев их принципы, свойства, и правила взаимодействия, складываются первые арт-объекты.

7. После выполнения первых заявленных действий, следуя ППС, группа переходит в стадию формирования ядерной группы, удерживающей образ. Формирование организованности и ее влияния на развитие группы.

В этот период складывается внутренняя культура группы и ее внешние проявления, следуя ППС. Увеличение вовлеченности - прямой путь к реализации дорожной карты. На основе миссии и возможностей группы, её сильных и слабых сторон, выбирается внешняя концепция позиционирования группы. Приверженность и преданность в группе целенаправленно создается ядерной группой. Появление бриллиантов.

Ключевые контрольные точки: личная позиция участников группы вовне, следование формам организованности, усиление ритуалов, культура работы с бриллиантами, рефлексия на заявленные действия и ППС, культуры взаимодействия с контрагентами, появление ритуалов присоединения к группе и уплотнения группы, совместных праздников, появление мифов/легенд и героев группы.

8. Появление единого описания группы. Описания, которое соединит групповое самоопределение и внешнее позиционирование в единстве.

Группа достигает такого уровня культуры, при котором ценности и миссию группы разделяются не только участники группы, а все сопричастные к деятельности группы, при этом в группе высокий уровень организованности.

Контрольные точки: ряд документов или документ, находящийся в открытом источнике, описывающий культуру группы. Растущая и устойчивая вовлеченность последователей в деятельность группы, появились часто узнаваемые арт-объекты группы, прибавилось приверженцев, декларируемые первоначально ценности и ППС, стали нормой жизни участников группы.

Резюме технологии формирования групповой культуры.

Шаг 1. Уточнение ППС

- ППС уточняются в группе

- формирование ритуала выявления и развития ППС каждым участником группы

Шаг 2. Миссия группы и личная, ее уточнение

- еще раз миссия группы

- личные миссии участников, заявленные действия

Шаг 3. Выявление ценностей группы

- из ППС и миссии выявляются ценности группы

- ценности группы принимаются всеми, как личные

- ритуал выявения ценностей

Шаг 4. Выявление ритуалов группы и их формализация

- порядок взаимодействия внутри группы и с контрагентами

- ритуалы взаимодействия приверженцев

- практика уточнения ценностей и миссии

Шаг 5. Культура организованности

- уточнение ППС

- усиление ритуалов (появление праздников, порядка присоединения, перехода группы в организацию, взаимодействие с контрагентами)

- ритуалы организованности, в том числе работы онлайн на портале.

- появление держателей нормы

- групповые тексты

- внутренние правила

-устойчивые держатели норм

-формирование групповой структуры

Шаг 6. Культура работы с бриллиантами

- выявление бриллиантов

- порядок работы с ними, формирование новых ритуалов

Шаг 7. Внешняя культура: арт-объекты, мифы/легенды, герои, позиционирование.

- внешнее позиционирование каждым участником группы

- выявление основных арт-объектов группы

- появление героев и легенд, мифов

- базовые тексты группы

- высокая внутренняя организованность

- модель внешнего позиционирования: формы и способы трансляции ценностей, миссии, образа будущего