Формирование культуры в группе
Используемые понятия:
- Ритуалы – культурное выражение процессов деятельности группы. Основными ритуалами на данный момент являются: Групповая ДИНАМИКА (Групповая Работа, Присоединение к группе, прохождение по 6 – тиходовке, уплотнение и усиление группы, формирование проектной группы); присоединение к сообществу координаторов (подписание декларации), заседания КСК и 7-рок, Школа Координаторов и Слет).
- Арт-объекты – являются продуктами, доведенными до культа, в идеале координационнные действия совершенные в культуре являются арт – объектами, наиболее основной – переход в проектную деятельность, так же ими является различная атрибутика, символика группы.
- Миссия - выше, чем продукт группы, она складывается исходя из задач группы и нормы будущего, который собирается воплотить группа.
- Ценности - формируются из правил, принципов, свойств, а так же миссии группы, становясь основой деятельности.
- Участники группы, которые приняли ППС и сформулировали личную миссию исходя из миссии группы, а так же контрагенты, получающие продукты групповой деятельности. В группе существует культура взаимодействия с контрагентами, так же выраженная в организации работы с ними.
- ПравилаПринципыСвойства (ППС) – участники группы самостоятельно формулируют для себя правила, принципы и свойства, как свои, так и группы в целом. ППС систематически уточняются, и на основе их ведется работа.
- Легенды/мифы – ключевые события, совершенные в результате деятельности по принятой технологии, доведенные до состояния мифа, т.е. событие, произошедшее по факту, в результате идеального процесса, в результате чего происходит героизация некоторых участников процесса. Например: идеальный продукт координационных действий, первая школа координаторов, реализованные инициативы.
- Хранители норм/жрецы – в идеале хранителями норм являются все участники группы, при этом при уплотнении, а затем и расширении группы, выявляются хранители как всей нормы, отражающей культуру образа будущего, так и ее отдельных составных, например, при взаимодействии с контрагентами или при присоединении нового участника группы.
- Приверженцы культуры – являются участники группы и иные лица, вовлеченные в деятельность группы, большую часть приверженцев составляют контрагенты, принявшие культуру образа будущего, как свою.
- Культура образа будущего - совокупность ценностей, миссии, ритуалов, действий участников культурных норм, воплощающиеся в изменении образа жизни и мировоззрения всех участников группового процесса.
- Основы культуры – базовые тексты Президента РФ, концепция Народной Стратегии и заключения нового общественного договора, в котором каждый берет ответственность за развитие территории, на которой живет, через проактивную позицию по изменению собственной жизни.
Культура в группе зарождается в результате личных и совместных переживаний в ходе деятельности группы.
Последовательность формирования культуры группы
1. По ходу движения группы по шестиходовке у группы каждый из шагов является ритуалом, сам способ групповой работы и его форма является ритуалом, в котором участвуют все члены группы, все ритуалы проводятся с выполнением обязательных элементов групповой динамики: знакомство, содержательная часть, рефлексия. Примечание: на 1,2,3 шаге первого круга шестиходовки зарождаются ППС, обязательные для выполнения всеми участниками на всех шагах второго и последующего кругов. Возможно принятие названия группы, как арт-объекта в виде логотипа.
2. При первом движении от 1 к 4 шагу (проблемы – задачи, норма текущая – норма будущего, миссия группы – личная миссия, ППС) и в дальнейшем у группы зарождаются общие ценности, которые первоначально заявляются как декларированные, а в дальнейшем становятся основой действий в образе будущего. Ценности систематически уточняются, и каждый участник письменно соотносит свои действия со своей миссией, ценностями и ППС, что так же является ритуалом группы и элементом организованности. Из ценностей, миссии и ППС формируется этика участника группы.
3. Каждый участник группы, оглашая заявленное действие, принимает на себя обязанность быть хранителем норм, принятых в группе.
4. При определении контрагентов группы формируются нормы взаимодействия с ними, в том числе и этика взаимодействия, включая ритуалы.
5. Образ будущего описывается исходя из тех ценностей и миссии, которые приняла группа и обязательно находит в нем свое отражение, при чем сильная позиция достигается только приспособлением общества к образу - а не наоборот, в дальнейшем образ будущего становится основой внешней культуры группы, приближая его свершение и вовлекая тем самым последователей. Так же могут быть приняты некоторые арт-объекты группы.
6. При формировании дорожной карты группа определяет развитие культуры образа будущего, внешнее позиционирование группы и увеличение количества вовлеченных приверженцев, в процесс реализации образа будущего, а так же первые арт-объекты.
Таким образом, в результате первоначального движения по шестиходовке складываются первые контрольные точки: первоначальная культура группы, включающая в себя основы культуры, миссию, ценности, ритуалы, основных приверженцев их принципы, свойства, и правила взаимодействия, складываются первые арт-объекты.
7. После выполнения первых заявленных действий, следуя ППС, группа переходит в стадию формирования ядерной группы, удерживающей образ. Формирование организованности и ее влияния на развитие группы.
В этот период складывается внутренняя культура группы и ее внешние проявления, следуя ППС. Увеличение вовлеченности - прямой путь к реализации дорожной карты. На основе миссии и возможностей группы, её сильных и слабых сторон, выбирается внешняя концепция позиционирования группы. Приверженность и преданность в группе целенаправленно создается ядерной группой. Появление бриллиантов.
Ключевые контрольные точки: личная позиция участников группы вовне, следование формам организованности, усиление ритуалов, культура работы с бриллиантами, рефлексия на заявленные действия и ППС, культуры взаимодействия с контрагентами, появление ритуалов присоединения к группе и уплотнения группы, совместных праздников, появление мифов/легенд и героев группы.
8. Появление единого описания группы. Описания, которое соединит групповое самоопределение и внешнее позиционирование в единстве.
Группа достигает такого уровня культуры, при котором ценности и миссию группы разделяются не только участники группы, а все сопричастные к деятельности группы, при этом в группе высокий уровень организованности.
Контрольные точки: ряд документов или документ, находящийся в открытом источнике, описывающий культуру группы. Растущая и устойчивая вовлеченность последователей в деятельность группы, появились часто узнаваемые арт-объекты группы, прибавилось приверженцев, декларируемые первоначально ценности и ППС, стали нормой жизни участников группы.
Резюме технологии формирования групповой культуры.
Шаг 1. Уточнение ППС
- ППС уточняются в группе
- формирование ритуала выявления и развития ППС каждым участником группы
Шаг 2. Миссия группы и личная, ее уточнение
- еще раз миссия группы
- личные миссии участников, заявленные действия
Шаг 3. Выявление ценностей группы
- из ППС и миссии выявляются ценности группы
- ценности группы принимаются всеми, как личные
- ритуал выявения ценностей
Шаг 4. Выявление ритуалов группы и их формализация
- порядок взаимодействия внутри группы и с контрагентами
- ритуалы взаимодействия приверженцев
- практика уточнения ценностей и миссии
Шаг 5. Культура организованности
- уточнение ППС
- усиление ритуалов (появление праздников, порядка присоединения, перехода группы в организацию, взаимодействие с контрагентами)
- ритуалы организованности, в том числе работы онлайн на портале.
- появление держателей нормы
- групповые тексты
- внутренние правила
-устойчивые держатели норм
-формирование групповой структуры
Шаг 6. Культура работы с бриллиантами
- выявление бриллиантов
- порядок работы с ними, формирование новых ритуалов
Шаг 7. Внешняя культура: арт-объекты, мифы/легенды, герои, позиционирование.
- внешнее позиционирование каждым участником группы
- выявление основных арт-объектов группы
- появление героев и легенд, мифов
- базовые тексты группы
- высокая внутренняя организованность
- модель внешнего позиционирования: формы и способы трансляции ценностей, миссии, образа будущего