О нас

ШАГ – создание образовательно-просветительной среды, которая позволяет активному человеку найти себе такого же активного соратника или наставника, обменяться с ним опытом или получить недостающие знания, навыки, реализовывать свою или совместную инициативу в команде единомышленников.

Особенность среды ШАГ: открытость, неформальность, свободное присоединение. По сути, это социальная сеть, в которой участники ШАГ общаются и он-лайн и оф-лайн. Правда, дела, которые реализуются в итоге такого живого непрерывного общения, абсолютно реальны и общественно значимы. Реализуя себя, сплачивая вокруг себя участник ШАГ становится из ученика преподавателем ШАГ, лидером темы, общественного мнения, а, в перспективе, — координатором мощного общественно-политического проекта — движения.

Технология ШАГ определяется свободным взаимодействием между собой участников образовательного процесса при наставничестве координаторов ШАГ.

Про координацию и координаторов

ШАГ использует новую технологию развития экономики регионов. Создаются институты координации, которые поддерживают инициативы граждан, помогают вырастить эти инициативы до реальных работающих бизнес- общественных или социальных проектов.

Координаторы взаимодействуют с инициативной группой и поддерживают её развитие и реализацию задач.

Для старта координации необходима организационная опора - сформированное сообщество.

При формировании сообщества координаторов учитывается их мотивация:

- принадлежать к уважаемому сообществу

- влиять на общественные процессы, от которых зависит будущее нашей страны

- получить навыки и знания, которые могут быть полезны ( и монетизированы) в других областях, вне координации, в том числе в личной жизни

- иметь в перспективе долю в бизнесе, который он координирует

- получать гонорар за свою текущую деятельность (например, от участников группы, которую он координирует, или от территориальной корпорации развития – за конкретные встречи с группой)

- обрести связи, друзей,

- заниматься интересным делом, самореализовываться через реализацию поддерживаемого ими проекта.

Некоторые мотивы являются гигиеническими факторами (поддерживающими, но не развивающими), другие будут помогать работать на задачу. Чем больше мотивов, чем они активнее и направлены на решение задачи, тем активнее и эффективнее координатор.

Чтобы получить от группы заказ на координацию, у координатора должны быть знания, умения, связи, а также навыки это «продавать» инициаторам.

Знания и умения, которые нужны координатору: хорошие коммуникативные навыки, навыки лидирования одноранговых групп, навыки наставничества, публичных выступлений, навыки организации проектной деятельности, оформления финансовой документации.

Координатор должен быть включен в Сообщество координаторов.

Введение Наставничества (с описанной процедурой, методами и признанными сообществом наставниками) позволяет координаторам повышать свой уровень и анализировать качество своей работы, и является смыслообразующим элементом Сообщества. Этому же способствуют Интервизорские группы – «семерки». Получить интервизию проще у коллег, но Наставник обладает большим опытом.

Принадлежность к сообществу также дает статус (кооординатор, наставник, эксперт и т.п.), который соответствует уровню компетенций, взятой на себя ответственности и полномочиям, и этот статус можно повышать.

Для консолидации и развития сообщества координаторов регулярно проводятся общие мероприятия – Конференции, Смотры, Форумы, Слеты и т.п..

Для обеспечения ресурсной, экспертной и административной поддержки выстраиваются устойчивые и прозрачные связи между сообществом координаторов и региональными корпорациями развития.

Координаторы это те, кто:

1.Придерживаются ценностей и видения живых организаций:

  • Инициатива неотделима от инициатора
  • Настоящее рождается из образа будущего
  • Позитивное видение – не против чего то, а за что-то
  • Групповое принятие решений – в группе нет иерархии, власть распределена между участниками
  • Служение – координатор реализуется через реализацию группы
  • Постоянный процесс изменений – все учатся и все учат
  • Открытость
  • Гражданская позиция

2.Имеют личную миссию:Хранители групповых правил и групповой идентичности

3.Реализуют цели:Помогают сделать группу устойчивой; Помогают группе реализовать свои задачи; Вносят в группу идеологию живых организаций

4.Знают:Технологию группового создания проектов (шестиходовка)Теорию развития систем, в том числе:- Процессы групповой динамики в малых группах и живых организациях- Процессы циклических взаимодействий внутри систем, в частности, в обществе («колесо нормы»)

5.Умеют:

Влиять на групповую динамику:

- знакомить группу

- вводить и адаптировать новых участников

- запускать процессы самоопределения группы: установление правил, прохождение по ступеням шестиходовки в естественном для группы темпе

- выстраивать групповую дискуссию и давать место каждому

- разрешать групповые конфликты

- вдохновлять и поддерживать участников

- влиять на групповую мотивацию, а именно: помогать видеть цель и образ будущего и двигаться к нему

Поддерживать каждого из участников группы в качестве наставника:

- быть открытым и доступным для контакта,

- принимать, быть внимательным к его жизни, делиться теплом,

- помогать находить личные цели и выстраивать личный образ будущего, встроенный в групповой образ

- уметь слушать и слышать

- обсуждать идеи, чувства, возникающие трудности

- давать обратную связь

- помогать разрешать личные и производственные конфликты

- поддерживать рост и развитие, помогать ставить новые цели

Быть осознанным, управлять своими состояниями:

- различать ощущения, чувства, мысли, действия. Стремиться к эмоциональной зрелости, осознанности и независимости.

- понимать свою мотивацию

- в отношениях уметь брать и давать

- брать и нести ответственность, иметь внутренний локус-контроль

- осознавать свою принадлежность к большим системам

- замечать трудности в своей координационной работе и обращаться за поддержкой (в минигруппах или к своему наставнику)

- заботиться о себе и своем здоровье

Правила координаторов  

1. Принятие решения достигается полным согласием всех членов группы. Решения принимаются только в полном составе.

2. Правило поднятой руки: Поднятая рука - способ немедленного получения не только слова, но и ведения группового процесса. Ведение группового процесса полностью переходит к первому поднявшему руку.

3. По итогам события/встречи обязателен текст, одобренный всеми присутствующими и желательно образный.

4. Собрания/встречи группы не реже 1 раза в неделю. Возможно присутствие on-line.

5. При наличии коллективных ресурсов группы и их использовании, каждый координатор заботится об их восполнении

6. Координатор озвучивает вопрос, комментарий сразу, обозначив свое желание условленным жестом, согласованным группой.

7. Координатор ценит время свое и время участников группы, принятые группой решения и наработанные техники.

8. Присоединение к группе возможно только после предварительного заочного обсуждения и согласия всех. Окончательное решение принимается после общей встречи с присоединяемым.

9. Группа создает единый образ. Этим образом группа и каждый ее участник живет, действует.

10. Заявленное действие: член группы только сам может взять на себя выполнение нужной задачи, но при этом все члены группы ответственны за ее выполнение.

11. Быть дружелюбными по отношению друг к другу, проявлять взаимоуважение и взаимовыручку. Все уникальны и равноправны.

12. Опыт каждого ценен. Относиться к ошибкам как к «бриллиантам» - возможностям достижения нового качества.

13. Координатор обязательно реагирует на нарушение правил.

14. Каждый координатор имеет наставника и сам является наставником.

15. Координатор, не имеющий возможности продолжать работу в группе, приостанавливает свое участие проинформировав группу об этом.

Комментарий:
Правила порождаются принципами, а выполнение их формирует свойства группы и ее членов.

Скачать правила координаторов

 Принципы Координатора

  1. Учу и учусь.
  2. Причина во мне -  Следствие во вне.
  3. Критикуешь – Предлагай; Предлагаешь – Действуй.
  4. Внутренняя оценка важнее внешней.
  5. Инициатива неотделима от инициатора.
  6. Координатор всегда участник группы координаторов.
  7. Координатор наставник и ученик.
  8. Открытость сообщества.

 

Скачать принципы координаторов

Декларация координатора

Я вступаю в Сообщество координаторов Школы активизации гражданственности (ШАГ).

Принимаю и обязуюсь соблюдать Правила и следовать Принципам координаторов.

Обязуюсь формировать в себе свойства координатора и повышать их качество, помогать приобретать их другим координаторам.

Обязуюсь координировать группы, развивая свои компетенции, а также популяризировать координационную деятельность.

Принимаю миссию сообщества координаторов как коммуникатора, то есть – транслировать методику повышения инициативности населения для развития России.

Моя личная миссия...

Я осознаю, что быть координатором - это ответственность за мое будущее, будущее моей семьи и будущее страны, в которой я живу.

Скачать декларацию координатора

Свойства координатора

  1. Обеспечивает эффективную коммуникацию группы и групповую динамику.
  2. Постоянно отрабатывает  коммуникации: Я-Я, Я-ТЫ, Я-МЫ, Я-ВСЕ.
  3. Различает  сущности  и может осуществлять переходы "Координация и Деятельность"
  4. Различает состояния "Осознанность - неосознанность"
  5. Умеет выравнивать поток, различать состояния: вне потока, в потоке, поток.
  6. Стабилизирует ресурсное распределение (дарю, получаю и осуществляю обмен).
  7. Понимает механизмы "Кон - Закон" (Кон - пространство правил и чувств,  Закон - пространство ограничений и логики).
  8. Различает: проектные группы - применение знаний к реализации образа, творческие группы - творение образа.
  9. Различает типы мировоззрения: "От прошлого", "От настоящего",
    "От будущего" и привержен мировозрению  "От будущего".
  10. Различает сущности: профессионал и творец.
  11. Различает "Знать, Уметь, Мочь, Быть готовым".
  12. Понимает и использует отличие Результата и Продукта (результат - совпадение итога ваших усилий с вашими ожиданиями, рефлексия на себя; продукт - совпадение чьих-то потребностей с итогом ваших усилий, рефлексия на другого).
  13. Заявившись сопровождать группу – сопровождает ее по всему жизненному циклу.
  14. Формирует позитивное отношение к группе в обществе и во власти.
  15. Имеет наставника и сам является наставником.
  16. Поддерживает медиа-активность.
  17. Обеспечивает тотальную открытость деятельности.
  18. Различает «Я чувствую - я думаю»
  19. Видит и следует переходам: "Исследовать - Понять - Принять - Полюбить - Сделать Своим".
  20. Владеет общественным действием, запускающим «колесо изменений» норм.
  21. Владеет  командообразованием (в формате " шестиходовки", корпоративной культурой и организованностью).
  22. Координатор - владелец  коммуникационного пространства  общественного проекта, мотивирован в его обустройстве, развитии и совершенствовании, предоставляет его возможности для деятелей.
  23. Умеет работать в условиях неопределенности.
  24. Владеет навыком работы с инициативностью граждан (её выявление, сохранение и приумножение и как следствие - активизация гражданственности).
  25. Никому ничего не доказывает, ни к чему не призывает и не уговаривает.
  26. Безусловная взаимопомощь в своей координационной группе.
  27. Работает по принципу «сейчас - здесь - в таком составе».
  28. Владеет основами режиссёрских навыков по разработке сценариев базовых коммуникационных мероприятий
  29. Обладает качествами  лидера живой организации
  30. Поддерживает здоровье, рассчитанное на интенсивную творческую работу
  31. Поступает в соответствии с принципом «Делай как я, а не как я сказал».
  32. Преподаёт и является наставником в  Школе активизации гражданственности (ШАГ) 

Скачать свойства координатора

Рекомендации для модератора групповой работы

Модерация осуществляется в фокус-группах на Стратегических и проектных сессиях, при обучении в Школе координаторов сообществ для обеспечения эффективной работы групп.

Принципы и стили ведения групповой работы, модерирования

Могут несколько различаться в зависимости от психотипа модератора: лидерский, художественно-артистический, образный, аналитический, структурирующий, формализующий — в идеале должно присутствовать все это, но фактически оказывается в разном соотношении. Главный критерий результативности — решение основных задач групповой работы и удовлетворенность (положительные эмоции) участников.

Основные задачи групповой работы – впечатления и текст

Необходимо пояснить место и роль данного этапа групповой работы в рамках Стратегической сессии, Школы координаторов сообществ, в процессе формирования и реализации инициативы и проекта в целом, дать возможность раскрыться каждому участнику группы, учесть мнения каждого, точно зафиксировать эти мнения, решить все поставленные перед группой задачи, подготовить результаты работы к дальнейшему использованию (фиксация, создание презентации, заявленные личные действия).

Работа группы

1.Организация пространства работы группы

Рассадка участников желательна по кругу на оптимальном, желательно небольшом, расстоянии от модератора и флип-чарта (доски, экрана). Участников группы, выпадающих из групповой работы в локальное пространство сепаратного, мини-группового, парного общения необходимо рассаживать друг от друга с соответствующей аргументацией («для обеспечения обще-группового процесса»). Наличие флип-чарта полезно дополнить наличием скотч-ленты (малярной, не оставляющей следов клея) для обеспечения визуальной доступности всех заполненных листов во время групповой работы — для закрепления их на стенах и т.п. Желательно наличие компьютера, проектора, экрана.

2. Знакомство

Лучше проводить однотипно, последовательно, подряд, преимущественно слева-направо, по часовой стрелке, фиксируя имена на листе флип-чарта в порядке, схематично соответствующем рассадке участников группы. При наличии фото группы это облегчает визуальную идентификацию каждого участника. Желательно наличие бейджей.

Знакомство начинается самопредставлением модератора - для начального раскрепощения аудитории, формирования атмосферы открытости и задания формата самопредставления. В основе этого формата ответ на три вопроса: «кто я» (информация - «объективка»), «зачем я здесь?», «что для меня группа?». Особо значим ответ на второй вопрос: для чего человек пришел, какие задачи (в том числе личные, общественные коммерческие) он для себя именно намерен решить. Этот вопрос же может быть проверочным и уточняющим при завершающей групповую работу рефлексии - изменился ли ответ на него?

За время первичной групповой работы (в течение групповой сессии) необходимо получить контактную информацию об участниках (ФИО, телефон, эл.почта, место работы, учебы, должность, место проживания, при наличии — скайп). Рекомендуется фиксировать эти данные на листе/ах бумаги с пометкой о месте, времени групповой работы, ее теме и с первоначально расположенными данными о модераторе в требуемом (обозначенном выше) формате. В течение времени работы группы желательно проверить список участников группы на его полноту и читаемость (силами модератора или его помощника).

Примечание. Модератору желательно изначально иметь технического помощника для фиксации необходимой информации, раздачи чистых листов бумаги, ручек, карандашей по мере необходимости. При отсутствии такового эти задачи в начале групповой работы модератор решает сам до момента выделения помощника из состава группы.

Для ускорения взаимного знакомства можно использовать игровые элементы («кто точнее запомнит имена участников группы», парное узнавание и т. п.). Решению этой же задачи может способствовать просьба на начальном этапе каждому участнику представляться при оглашении им результатов своей работы (письменной или иной).

Желательный результат знакомства: все участники группы знают имена друг друга к завершению первой сессии групповой работы.

Рекомендуется соединить участников группы в соцсетях.

3. Выбор помощников модератора из числа участников группы.

Модератор обращается с этой просьбой к группе. Если по своей инициативе никто не вызывается (писать на флип-чарте, фиксировать информацию на компьютере и т. п.), то рекомендуется с согласия группы предложить заняться решением ассистирующих задач самым молодым ее членам.

К ассистированию можно отнести и задачу контроля времени. Для ее решения необходимо предварительно и примерно определить количество и объем решаемых на групповой сессии задач, лимиты времени на их решение. Многие модераторы предпочитают контролировать и управлять временной составляющей работы группы самостоятельно для более точной подстройки под ее особенности.

4. Уточнение задач групповой работы

Участникам группы предлагается вспомнить/обозначить, основываясь на полученной ранее из установочного доклада информации, что должна сделать/какой результат получить группа. 

Модератор завершает это обсуждение, делая резюмирующее краткое установочное сообщение.

5. Групповая работа с отдельной задачей

Осуществляется путем индивидуальной работы (в течение 1-3 мин) в режиме "белого листа": каждый участник группы выписывает по 2-3 решения (в зависимости от лимита времени на групповую работу, численности группы и количества рассматриваемых вопросов), возникающих у него в связи с поставленной перед группой задачей. Затем все участники группы зачитывают свои формулировки для фиксации на флип-чарте и в компьютере.

6. Порядок формулирования и фиксации мнения участников группы.

Предпочтительный вариант — мнение формулирует его автор полностью самостоятельно.

Если с этим возникают затруднения — помогает группа. Обязательное условие при этом — согласие автора мысли с предложенной группой формулировкой.

Если группа также затрудняется — к формулированию соображений участника группы может подключиться модератор. Обязательное условие при этом — согласие автора мысли с предложенной модератором формулировкой и ее соответствие требованиям установочного доклада/сообщения, основной задачи данной групповой сессии.

Окончательно сформулированная мысль участника группы фиксируется на флип-чарте или в электронном виде с выводом на экран. Сохранение авторства не производится, чтобы тезис стал результатом групповой работы и стал ее общим продуктом.

7. Правила

Необходимость согласования и утверждения детализирующих правил групповой работы, а также объем этих правил зависят от особенностей группы. Если поведение группы позволяет решить необходимое количество задач за имеющееся для этого время, то уделять специально значительное время на выработку и согласование правил групповой работы изначально не обязательно. В иных случаях модератору необходимо определиться — можно ли для приведения группы в рабочее состояние обойтись нейтрализацией деструктивных участников группы (замыканием их на исполнение особой роли, личным обращением-просьбой-пояснением и т. п.) или требуется выработать группой правила работы с их принятием и в крайнем случае исключением из группы деструктивного участника.

Слишком жесткая регламентация работы группы («говорит один — остальные молчат!») может нарушить формирование группы, особенно на самом начальном этапе. Модератору в этой связи приходится находить компромисс между свободой в обсуждении и ограничениями по времени и объему работы.

Модератору стоит предупредить группу о необходимости последующей регулярной работы с правилами: то, что ждет группу на последующих этапах ее развития, как правило, не может быть предусмотрено заранее.

В зависимости от особенностей группы и процесса ее работы необходимость формулирования или корректировки правил групповой работы может быть заявлена модератором в любое время.

8. Внимание участников

Неподвижность участников групповой работы допустима, как показывает практика, в течение времени, не превышающего полутора часов (примерно «вузовская пара»). Вместе с тем без личного включения в работу, в режиме чистого слушания, человек обычно активно работоспособен в течение примерно 10 минут. С такой в среднем периодичностью он должен лично включаться в обсуждение. И по истечении часа практически неподвижной работы должен быть предусмотрен ее этап с перемещением участников группы (подход к листам флип-чартов с различными целями, обмен местами, физкульминутки с необходимым обоснованием и т. п.).

9. Методы работы

Последовательное формулирование проблем и задач может происходить разными способами.

Один из них — формирование таблицы с левой колонкой «проблемы» и правой колонкой «задачи», в которой каждая задача соответствует решению проблемы в той же строке.

Возможен другой подход: после формирования перечня проблем группе предлагается обдумать их в целом и сформулировать задачи, каждая из которых позволяет по мере возможности решить не одну отдельно взятую проблему, а несколько. В пределе — решение одной задачи позволяет справиться со всеми  проблемами сразу.

10. Терминология

Краткое пояснение терминов модератором желательно. «Проблема» - сложность с неочевидным решением. «Цель» - к чему должны прийти. «Задача» - что надо сделать, чтобы достичь цели. «Миссия» - состояние, постоянная деятельность определенного рода, обеспечивающая решение крупной проблемы. «Ожидаемый результат» - промежуточные или окончательные итоги групповой деятельности.

Полезно понять различия сходных понятий: «миссия проекта» - «миссия команды», в частности. «Образ будущего» как объединяющий группу фундаментальный элемент определяем через совокупность норм будущего и миссий проекта, предварительно выработанных группой.

11. Рейтингование проблем, задач

Метод взвешенного подхода к проблемам, задачам с использованием весов позволяет избежать рисков голосования.

При рейтинговании проблем, задач и т. д. с использованием весов 3, 2, 1 (3 — наиболее значимая позиция по мнению участника группы) и выделением трех-пяти-семи топ-позиций полезно при наличии времени сгруппировать/оценить применительно к ним оставшиеся предложения от участников группы в качестве детализации и конкретизации.  Обычно это удается сделать. Иногда в процессе такой группировки/оценки выделяется некоторая дополнительная значимая позиция. Такой подход усиливает объединение группы. В противном случае нередко те ее участники, чьи предложения не заняли «призовые места», начинают чувствовать себя дискомфортно, «отодвинутыми в сторону».

Фиксация «весов» отдельных пунктов. Возможные методы: диктовка баллов в режиме кругового последовательного высказывания участниками с их фиксацией «оформителем» или в режиме подхода участников группы к листам с текстами (особенно эффективен при наличии большого перечня предложений, зафиксированных на нескольких листах).

Описание Образа

Составление описания Образа проекта выполняется в следующей последовательности: выписываются задачи из ТОП-списка, каждая, как начало абзаца. Затем к ним по смыслу приписываются все остальные задачи. Задачи из полного перечня, не вошедшие в первые абзацы, формируют окончание описания Образа проекта.

Образ проекта описывается из позиции будущего, как результат совершённых действий.

Составление Дорожной карты (ДК)

Для формирования Дорожной карты группа определяет год, в котором планирует получить Образ (например 2030 год) и выбирает «струны» из следующего набора: События, Медиа, Коммуникации, Ресурсы, Власть, Группа, Действия, Продукты, Культура, Безопасность, Общество и т.д.

Лист, на котором изображается ДК разделяется горизонтальными линиями – Струнами (рекомендуется выбрать 5-7 струн при работе на стратегических сессиях и ШКС, при работе с реальным проектом количество струн определяется группой). Вертикальные линии обозначают временные отрезки – пятилетия, годы, кварталы и т.д. Рекомендуется наибольшее количество событий планировать в ближайшие полгода-год, чтобы участники группы понимали, что это реальный план.

Заполнение Струн рекомендуется начинать с наиболее значимых для проекта, например, События, затем группа заполняет и остальные струны с учетом уже зафиксированных точек Дорожной карты.

12. Метод последовательной этапности

Большинству людей сложно одномоментно осознать задачу, ее решить ментально и принять ее к исполнению лично. В этой связи при работе модератора с группой используется принцип последовательной этапности: от общего к частному/конкретному. Этому способствует, например, принятая последовательность возникновения в групповой работе (укрупненно) норм будущего — личных миссий — объявленных/личных действий.

13. Подготовка презентации

Для подготовки презентации результатов групповой работы модератор предлагает самовыдвижением и выдвижением группой определить основных докладчиков, а также оформителей презентации по мере возможности и необходимости. Допустим выход на доклад всей группы.

14. Рефлексия

В отличие от процедуры «Знакомство», которое проходит в формате «Я думаю» итоговая групповая рефлексия проходит в формате "Я чувствую". Как правило, все свои чувства как-то поясняют. Стоит предоставить такую возможность: «Какие чувства вы испытываете и если можете и хотите, поясните почему».  Насколько время позволяет.

15. Приведение в порядок места работы группы.

Организационные вопросы:

В процессе групповой работы и по ее завершению необходимо обязательное фотографирование плакатов, участников группы с модератором, списка группы с контактами.

Для эффективной работы группы и модератора требуются: флип-чарт с листами, фломастеры 4-х цветов, компьютер, проектор с экраном, листы А4 (из расчета - по 10 на каждого участника), ручки, скоч-лента (не оставляющая следов клея), фотоаппарат.

Стулья в помещении должны свободно перемещаться

Оптимальный размер группы 10-12 участников. При количестве менее 8 человек на Стратегических и проектных сессиях, на ШКС, модератору необходимо решить вопрос с Ведущим мероприятия либо о доформировании группы, либо о ее разделении и присоединении к другим группам.

Примерные затраты времени:

Работа в группе 1,5 – 2 часа,

Знакомство 15-20 минут,

Определение помощников и постановка им задач – до 5 минут,

Уточнение задач групповой работы – до 10 минут,

Работа в режиме «чистого листа»: подготовка (до 5 минут), написание (до 5 минут), озвучивание каждым своего текста и фиксация на флип-чарте (до 40 минут), рейтингование и редактирование (до 10 минут).

Подготовка презентации – до 30 минут

 

Ответственный за раздел
Молодцов Олег Владимирович